Среда обитания современного человека постепенно эволюцонирует от категории " комфорт" к категории "функциональность". В интерьере все меньше внимания уделяется эстетическим моментам. Картину на стене заменяет телевизор или фоторамка, цветочная ваза на столе теснится компьютером или ноутбуком. Да и сам дизайн стола стал другой, более эргономичный, более приспособленный к работе. Места для эстетики, рекреации остается совсем немного. Тенденция, в большей мере характерная для строгих офисных интерьеров, постепенно переносится в дома и квартиры.
Новые времена требуют новых решений. Как альтернатива традиционным растениям в горшках и кашпо пришла практика вертикального озеленения интерьеров. При этом объекты озеленения располагаются на свободной поверхности стен, образуя живописные зеленые оазисы, зоны рекреации и релаксации. Как мини-альтернативу "зеленой стены" следует рассматривать "зеленую картину". В данном случае на поверхности, ограниченной висящей на стене рамкой, высаживаются растения, образующие живое зеленое панно.
Как и в случае любого другого вида озеленения, при вертикальном озеленении необходимо решить 3 основные проблемы, требующие индивидуального, нестандартного решения. Это: размещение растений, ирригация и освещение. Растения зеленой стены высаживаются в специально подготовленный субстрат, размещаемый в фитомодули, которые в свою очередь монтируются на поверхности озеленяемой стены. Варианты модулей рознятся от производителя к производителю, также достаточно много решений выполняется индивидуально под конкретный объект озеленения. Кроме проблемы размещения, модули должны решать вопрос полива растений и гидроизоляции объекта от стены, на которой он размещается. В случае компоновки "зеленая картина" эти вопросы усложняются небольшими размерами и отсутствием подведенных коммуникаций. В любом случае, вертикальное озеленение это всегда творческий эксперимент с решением массы очевидных и не очень проблем, поиска компромиссов между ожиданиями и реалиями.
В 2015 году нами была предпринята попытка создать автономный экземпляр зеленой картины в размере 1,5х1,5 метра. Картина создана на базе разработанной ранее ячеистой посадочной структуры. Предварительно детали были смоделированы на компьютере в 3D, затем вручную изготовлены по полученным размерам и собраны в единое целое. В качестве материалов использованы ПВХ и ДСП. Отметим, что ДСП для данных целей не годится, так как не терпит влагу ни в каких количествах. Тем не менее, с небольшими оговорками служит уже в течение 5 лет.
Вопрос гидроизоляции стены решен цельной задней стенкой из не пропускающего воду ПВХ-пластика. Также оригинально решен вопрос распределения немалого веса резервуара с водой и растений в субстрате. Фактически декоративная рамка является основным силовым элементом, на котором закреплен резервуар и задняя стенка, удерживающая субстрат, элементы настенного крепления закреплены на несущей рамке, задняя стенка закреплена равномерно множеством шурупов-саморезов. После сборки конструкция становится условно-неразборная, все обслуживание производится через имеющиеся отверстия.
Визуально неширокая рамка (10х10 см) скрывает внутри и ирригационную систему и достаточно большой резервуар для воды, а также всю необходимую электронику, обеспечивающую регулярный полив по заданному расписанию. Система подает воду из резервуара в верх картины, далее вода напитывает субстрат, постепенно проникая в нижние группы ячеек. Излишки самотеком сливаются в резервуар. По мере опустошения резервуара необходимо доливать свежую воду. Производительность насоса для ирригации должна быть минимальная, сравнимая со скоростью капиллярного просачивания воды вниз, в противном случае излишки воды будут выливаться из ячеек в том числе и наружу. Таким образом, стандартные помпы для аквариумов и микрофонтанов не подходят. Также велика вероятность загрязнения помпы частичками вымываемого субстрата. Неплохо зарекомендовал себя насос для конденсата систем кондиционирования.
В качестве субстрата для растений использовался наиболее доступный на тот момент мох-сфагнум. Неплохо зарекомендовал себя как удерживающий достаточно большой объем воды, нейтральный, обладающий антисептическим эффектом, слабо размывающийся водой. Из минусов следует отметить резкое изменение размеров при высыхании: при перебоях с поливом ячейки, до того полностью заполненные мхом, достаточно быстро "пустеют", оголяя корни растений.
Несмотря на подбор теневыносливых растений, в условиях отсутствия или недостатка естественного освещения необходима их искусственная подсветка. При этом, стандартные варианты освещения ввиду миниатюрности объекта не удовлетворяют требованиям в полной мере: Металл-галлоидные светильники дороги, малоэкономичны и выделяют слишком много тепла при работе, стандартные фитолампы обладают неестественным для человеческого глаза спектром. После детального изучения процессов фотосинтеза растений и анализа спектра светодиодных светильников выявлено следующее: для фотосинтеза растениям необходим не весь солнечный спектр, а только 2 длины волны, соответствующие 2-м этапам фотосинтеза, связанным с поглощением света. Длины волн характеризуется энергетическим изменениями, происходящими в молекулах хлорофилла и грубо соответствуют красному и синему участку видимого спектра. Наиболее наглядно это видно на примере светодиодных фитоламп для досветки рассады, которые работают только в данном диапазоне. Далее были рассмотрены заявленные производителями характеристики бытовых светодиодов и выбран наиболее подходящий для наших целей источник света. Отдельные модели, характеризуемые тепловой температурой 6300К (супербелые) и высоким индексом цветопередачи имеют в спектре необходимые растениям длины волн, и при этом максимально близки к естественному свету, то есть одновременно могут использоваться, как декоративная подсветка растений, не искажающая оттенки их природной окраски.
В качестве заключения отметим, что по большей мере, проект в целом можно считать удавшимся. Картина по прошествии 5 лет продолжает радовать глаз сочными красками живых растений. Отдельные практические моменты в процессе эксплуатации были доработаны и по большей части решены. Пришлось заменить несколько вариантов освещения, опробовать различные варианты полива, различные сорта растений. Но на то он и эксперимент.